Взаимодействие заемщика и коллеторов


В настоящее время у большинства граждан хотя бы раз в жизни был оформлен кредит. Но что делать, если образовалась задолженность по кредиту, а право требования по взысканию перешло к коллекторам, которые, надо заметить, не смотря на урегулирование их деятельности, продолжают действовать противозаконными методами по взысканию? Об этом и поговорим

Куда жаловаться?

03.07.2016 г. вступил в силу «антиколлекторский» федеральный закон №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений». В связи со вступлением в силу федерального закона, изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов, если же раньше гражданин мог обратиться в полицию или прокуратуру, то сейчас подобными спорами уполномочен заниматься специальный контролирующий орган – Федеральная служба судебных приставов.

Как происходит контроль за коллекторами?

Сотрудники ФССП (его территориальных органов) вправе:

  • Производить запрос и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований.
  • Выдать предписания об устранении нарушений с указанием сроков.
  • Принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра.
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях (п.6 Приказа Минюста России от 30.12.2016г. №332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

Обязанности должностных лиц ФССП России:

Своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.

  • Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится.
  • Проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей.
  • Не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия.
  • Вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415).
  • Принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц.
  • Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ.
  • Соблюдать сроки проведения проверки.
  • Не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.
  • Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).

Подача жалобы, порядок и сроки рассмотрения.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия коллектора в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006г №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», — это следует из п.4 Приказа Минюста России от 30.12.2016г. №232. Гражданин в обращении обязан указать: наименование организации, куда он обращается (территориальный орган ФССП), либо ФИО должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для предоставления ответа. Жалоба составляется в свободной форме, в которой необходимо изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим. Заявитель может дополнительно приложить документы, которые относятся к делу и подтверждают изложенные и письме доводы (ст.7 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ). Сроки для рассмотрения жалобы установлены в 30 дней, начиная со дня регистрации, но в исключительных случаях срок может быть увеличен еще на 30 дней, но не более. В случае, когда жалоба гражданина является основанием для проведения проверки, проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016г. №332.

Надо заметить, что обращение в ФССП не лишает гражданина права обратиться с аналогичным заявлением в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления!

Наказание коллекторов.

В случае, если по факту проведения проверки ФССП будет установлено нарушение прав и законных интересов должника, то такое агенство, а также его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП. Данной статьей предусмотрены следующие санкции: наложение штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Результатом проведения проверки может быть также предписание об устранении нарушений или решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. Последний вариант – прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание коллекторы могут в течение трех месяцев со дня вынесения/выдачи (ст.19. Федерального закона от 03.07.2016г. №230-ФЗ).

На текущий день государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, насчитывает 82 коллекторских агентства. Обратившись к данному списку юридических лиц, должник может понять, с кем имеет дело – организацией, имеющей государственное свидетельство, либо теневой фирмой, которые не несут ответственности за свои действия.